Безопасность – с миру по нитке. ПДД и культура за рулем – Итальянский опыт.

«…Я сегодня ужасно расстроился –

На «Тойоте» какой-то урод

Перед носом моим перестроился –

Ну, обозначь ты, урод, поворот!..» (Т.Шаов «Поворотники»)

 

Сначала по названию новой рубрики – «Безопасность – с миру по нитке».

Я достаточно много и путешествовал, и продолжаю это увлекательное занятие. И имею возможность наблюдать опыт решения актуальных для всех вопросов в том числе и безопасности в разных странах. Вот и возникла идея под данной рубрикой писать о каком-нибудь уникальном опыте других стран. Чтобы было, с чем сравнить собственные решения (в смысле – решения наших законотворцев). Ну, и просто для общего развития. Чтобы было интересно.

Итак, Италия! А точнее – Сицилия. От континентальной Италии отличия есть. Даже южная Италия очень отличается от северной.

Ну, и мафия хоть визуально не видна в виде джентльменов в строгих костюмах, широкополых шляпах и с автоматами и лупарами за плечами, тем не менее она существует. И влияние ее сказывается. Если говорить о безопасности для туристов, то влияние это сугубо положительное. В отличие от континентальных городов и городков Италии на Сицилии турист находится под настоящей охраной. Здесь, как нам сказали, сумку никто не вырвет, в машину никто не полезет. Потому что за подобное грозит не официальное нудное и далеко не всегда успешное разбирательство правоохранительных органов. А за подобное могут просто…убить. Потому что мафия отлично понимает, кто несет деньги на Сицилию, а, значит, и ей непосредственно. И не позволит хоть чем-то пугать такую «дойную корову». Но, это попутно.

Итак, в аэропорту города Катания нас ждал трансфер до городка Таормина. Это была «пятерка» BMW. Водитель – классический итальянец с рекламы какой-нибудь туалетной воды для мужчин – очень элегантный черный костюм, конечно, с пиджаком нараспашку, рубаха, расстегнутая до середины груди, «трехдневная щетина» и т.п.  Время – поздний вечер. На улице свет, естественно, только от фонарей. «Белых ночей» на Сицилии не бывает. И мы поехали. Поехали по загородным трассам. Со скоростью 160 км/час. Хотя, это совершенно официальный трансфер, а не «левый водила», трущийся у аэропорта. Заказанный заранее через фирму. Максимальная разрешенная скорость на трассе – 100 км/час. Никаких VIP-привилегий нам не полагалось. Да, и вообще, мы были далеко не одиноки в таком нарушении скоростного режима. Но и проблем никаких не возникало. Если вдруг обнаруживалась машина в крайнем левом ряду метров за 300 от нас впереди, наш водитель тут же начинал моргать дальним светом, и левый ряд тут же освобождался. Никаких эмоций, а уж тем более каких-нибудь слов возмущения. Камеры на дороге были, но как-то на них никто особого внимания не обращал.

О том, что даже двойная сплошная разделительная полоса для итальянцев может в их восприятии ничем не отличаться от пунктирной разметки, я заметил еще на севере в Милане. Специально снимал с балкона проезд перекрестка в утренний час пик. Здесь мои выводы получили окончательное подтверждение. Наша гид (то есть – тетенька за рулем), сама родом из России на мой вопрос при ее очередном маневрировании относительно присутствия «двойной сплошной» просто ответила мне: «Да, хоть тройная!». А гостиничный трансфер, ходивший по расписанию из отеля в город, просто делал выезд на трассу по встречному направлению движения (официально это был проезд с односторонним движением), потому что для того, чтобы проехать по правилам, ему пришлось бы либо сдавать назад метров 100, либо совершать разворот на трассе.

В общем, логично было бы предположить, что обочины дорог при таком отношении к ПДД должны быть покрыты обломками автомобилей и горами венков на каждом повороте. Ничего подобного. Ни одного ДТП мы за неделю пребывания не увидели. Более того, так уж получилось, что все передвижения, кроме трансфера из аэропорта и обратно в день отлета, мы совершали с водителями – женщинами, к которым никак не вязалось наше привычное понятие «баба за рулем». Причем, самых разных возрастов. Все очень спокойно, очень комфортно и …очень быстро.

Надо же было найти какое-то объяснение этому итальянскому феномену. И я нашел.

Во-первых, все, кто имеет в Италии права, машину водить умеют. Умеют по-настоящему. Я внимательно наблюдал за действиями наших водителей и водительниц, поскольку сидел всегда справа от водительского сиденья. Наблюдал вхождения в повороты на большой скорости, разъезды на узких (а они на Сицилии практически все узкие) дорогах, торможения и разгоны. В общем, совершенно очевидно, что их специально учили по-настоящему водить машину, а не сами они набирались опыта в течение многих лет за рулем методом проб и ошибок, поскольку у одной из наших водительниц в силу ее весьма молодого возраста просто не было бы этого времени для самообразования.

Итак, первое – машину там водить учат. А имеющий права машину водить умеет.

Второе. Конечно, идеальные дороги. Хотя, как я и говорил, дороги весьма узкие. Две полосы в каждом направлении – это очень роскошно. Но никакой колейности нет, никаких выбоин на дорогах нет. О ямах я и не говорю. Хватает же людям денег на дороги, хотя никакой особой промышленности на Сицилии нет. Но, наверное, мафия не позволяет воровать не только сумки туристов, но и деньги на целевые расходы.

И третье. На мой взгляд – самое главное. Есть настоящая культура за рулем. Люди просто уважают друг друга. Всячески избегают создавать другому даже самые малейшие и незначительные проблемы. Просто в дверях магазина будут стараться уступить друг-другу проход. Вот и весь секрет безопасности на дороге.

Ни первым, ни вторым, ни третьим мы, к сожалению, похвастать не можем.

Да, они могут превышать установленный предел скорости на огромные по нашим понятиям величины. Могут вообще не замечать двойную сплошную. Но, до тех пор, пока это на самом деле не помешает кому-то из окружающих. Но они никогда не совершат поворот без включенного поворотника, что у нас в последнее время стало входить чуть ли не в моду. Никогда не повернут направо из левого ряда, если в правом ряду могут оказаться те, кто едет прямо. И не повернут из правого ряда налево. Они не будут занимать крайний левый ряд исходя из того, что едут с максимальной разрешенной скоростью. И не постесняются тут же дать понять любителям езды в левом ряду, что левый ряд существует для обгона. Не по правилам, а потому что надо быть просто культурным за рулем. Они просто по-человечески договорятся при встречном разъезде на очень узких горных дорогах. И не поедут на красный свет.

Я далек от слепого следования ПДД во всех ситуациях. Более того, меня учили в свое время водить не автомобили, а крупнотоннажные суда. Мои «права» позволяют мне водить суда водоизмещением до 400 000 тонн (авианосец «Китти Хок», если память не изменяет, имел водоизмещение 330 000 тонн). Так вот, одно из первых правил безопасного мореплавания гласит: «Лучше не по правилам разойтись, чем по правилам столкнуться!». Вот из этих соображений вожу и автомобиль. И далеко не всегда соблюдаю установленный скоростной режим. Но никогда не поверну без поворотника, никогда не останусь в крайнем левом ряду, если увижу догоняющий меня автомобиль, пусть моя собственная скорость при этом составляет хоть 160 км/час. Потому что главное для меня – отнюдь не воспитательная функция в отношении окружающих и не ожидание похвалы от официальных властей. А обычное нормальное уважение друг к другу. Не создавать проблем никому, если их можно не создавать. Если в ваш адрес кто-то произнес «козел», вполне возможно, что вы еще просто не научились по-настоящему водить свой автомобиль.

Поэтому, давайте просто начнем уважать друг друга. В конце концов, отношение к другим – это производная от отношения к себе. Начнем уважать себя, начнем и уважать других. И ездить, уверяю, станет намного проще. У итальянцев-то получилось!

«…Смахну я с капота дорожную пыль.

Может, все это я сгоряча?

Но был бы у Чехова автомобиль,

Поворотник бы Чехов включал!» (все тот же Т.Шаов и та же песня)

Попов А.Л.