ЧИТАЙТЕ, ГОСПОДА! ЧИТАЙТЕ! Или вторая беда нашего клиента

О первой беде мы поговорили – не знает наш клиент, что хочет. И во-многом причина этой первой беды кроется во второй. Перестал наш клиент совершенно читать. Окончательно завладел интернет неокрепшими умами молодежи. Ну, интернет решал свои задачи. И ему это удалось. Только образование своих пользователей в его задачи не входило и не входит. А вы, что, действительно поверили в образование через интернет?  Интернет – это помойка, если точно не знаешь, что ищешь.  Получать образование на помойке категорически не советую.

Вообще, когда заходит разговор об образовании, лично у меня возникают крайне реакционные мысли о необходимости возрождения 58-й статьи УК и применения ее ко всем этим нынешним реформаторам образования, как к «врагам народа».

У меня образование было, я считаю, очень хорошим. Классическим. И интернета тогда не было.

Если хотелось что-то по-настоящему освоить, мы искали книги по данной теме. А вот с книгами, как и со всем прочим, был дефицит. Но мы понимали, что книги – это действительно знания, а настоящие знания – это независимость в жизни, независимость от любого идиотизма, которого во все времена и везде всегда с избытком. И любыми путями все-таки эти книги доставали. И, конечно, читали.

Сейчас ситуация абсолютно противоположная. Книги можно найти любые и в любых количествах. В том числе и во всемирной помойке – интернете. Только надо знать, что искать. Тем не менее, читать нынче народ массово отказывается.

Открою большой секрет. Есть на нашем сайте в правой колонке на стартовой странице пункт «Публикации в прессе». Вот если вы весь его прочтете, вы станете настоящим специалистом в нашей отрасли. Пункт есть, но я не припомню случая, чтобы кто-то самостоятельно прочел бы какую-либо статью без предварительной нашей рекомендации в качестве ответа на поставленный нашим клиентом вопрос. Хотя, это не статьи википедии, где каждый волен писать, что захочет, как захочет и по любому вопросу. Этот материал в разное время проходил редактуру издательств, был опубликован под ответственность конкретных лиц – главных редакторов, и может заслуживать доверие.

Мы ежедневно получаем все те же самые вопросы, что и много лет назад, в качестве ответа на которые были написаны статьи. То есть, клиент знать по-прежнему хочет. И все эти годы хотел. Но читать самому за эти годы желание не то, что не появилось, а, напротив, все более исчезало.

Говорят, что сегодня образование стало фрагментарным. То есть, нет стройного понимания материала, нет логической связи между темами. А есть отдельные отрывочные фрагменты. И это правда. А по-другому и не получится. Знания, полученные отдельными блоками, не могут быть увязаны в единую логическую цепь без самой методики такого увязывания. А методику эту способен дать либо учитель, либо учебник. Причем, исключительно хороший учитель и исключительно хороший учебник. А «хорошесть» эта определяется, как раз, наличием этой самой методики постижения материала.  Не знаю, может, кто-то и в состоянии запомнить набор разрозненных фактов без их логической увязки, но лично для меня это совершенно непосильная задача. Я никогда не готовился к каким-либо экзаменам по ночам. И только единственный раз в жизни я просидел с подготовкой к госэкзамену до 4 часов утра уже самого дня экзамена. Это был экзамен по…конечно, научному коммунизму. Ну, вот тут-то, как раз, все логично, потому что никакой логической связи в этой «науке» в принципе не было и быть не могло. Просто по своей природе. Ну, так поэтому и конец этой «науки» случился абсолютно логичный.

Массовое нынешнее увлечение – «знания» через видеоролики. И конечно, все из того же интернета. Сгоношили и меня поучаствовать в подобных мероприятиях. Все же я попробовал хотя бы как-то сгладить ситуацию – настоял, чтобы в кадре был постоянно ведущий. Превратил, так сказать, видеоролик в видеолекцию.

Тем не менее, это все, конечно, не то. Некое натаскивание на частный какой-то вопросик. Это даже не фрагмент, а фрагментик в общей системе необходимых для понимания знаний. Можно было бы сделать и курс лекций, предусматривающий их логическую связь. И все равно – не то.

Самый главный и обязательный мой вопрос при организации любого мероприятия – кто за все это отвечает? Нет, не министерство образования, коммуникаций или чего там еще. Ф.И.О. конкретного человека? И что это за человек? Можно ли ему доверять и, вообще, стоит ли его слушать? И если есть сомнения, ради чего тогда тратить свое время без гарантии результата?

Второй момент. Если пытаться преподнести материал видеороликами, надо, как минимум, уметь делать такие обучающие видеоролики. А вот здесь полная беда в интернете. Народу массово кажется, что достаточно взять свой смартфон-айфон и направить его на себя любимого, транслирующего или демонстрирующего какой-то материал. У меня даже как-то не то, чтобы уж совсем скандал, а довольно жесткий спор с представителями фирмы, занимающейся вопросами, внимание, видеоанализа в отношении созданного ими обучающего видеоролика. Я ребятам открыто заявил, что они совершенно не владеют вопросами восприятия видеоматериала, не знакомы с законами его построения. В общем, не владеют азами того, что обязан знать любой оператор, снимающий даже свадебное застолье. И, конечно, привел целый ряд грубейших ошибок их работы. В ответ мне попытались возразить, что в данном случае никто не ставил себе целью достигать каких-то художественных эффектов. Дескать, законы кино на них не распространяются, потому что они ВСЕГО лишь хотели дать информационный материал. А вот в этом случае все законы построения становятся, как раз, еще жестче. Если зритель упустил какой-то момент в художественном повествовании, он все равно сможет восстановить для себя всю картину в целом. Если же мы имеем дело с изложением какого-то учебного материала, любая деталь может попросту застопорить весь процесс дальнейшего восприятия. И не закричишь своему преподавателю: «Эй, товарищ, а вот здесь мне не понятно. Нельзя ли как-то более доходчиво объяснить!»

Каждый воспринимает материал с разной скоростью. Для кого-то все кажется очевидным, а кому-то наоборот – требуется дополнительное время на обдумывание. Скорость же трансляции видеоролика всегда постоянна. И для кого-то она может оказаться слишком большой, а для кого-то нудно затянутой. Вы будете перематывать материал, который сразу не удалось понять, назад и снова и снова выслушивать нудные речи видеолектора, пока не разберетесь с материалом? А уверены, что разберетесь? Может, стоит вообще остановиться и отдельно по другим источникам выяснить для себя непонятный вопрос? И как тогда? На другом экране другого компьютера по другому видеоролику?

А есть в видеороликах и вовсе элемент откровенной «засады». Вот реклама в виде подобных роликов работает, как правило, отлично. Знаете, почему? Именно в силу того же свойства – невозможности затормозить на непонятном моменте. Все, где потребитель захотел бы задуматься и задать вопрос, без остановки пролетает во времени. Нет ничего проще, чем исказить действительность видеоматериалом. Мировой автопром уже открыто заявляет, что в рекламных роликах «живые» автомобили не используются – слишком накладно. Только компьютерная графика. И танцуют на экране танго «Тойоты». Никогда на самом деле эти «Тойоты» танго станцевать не смогут. А в видеоролике – сколько угодно. И зритель верит. Главное, чтобы не пытался повторить на им уже купленной такой «Тойоте». А попробуйте написать в печатном рекламном буклете, что данная модель «Тойоты» способна танцевать танго в паре с такой же моделью. Во-первых, сразу не поверят. Во-вторых, сразу засмеют. Просто потому, что будет время подумать. А видеоролик такого времени не оставляет намерено.

Есть у меня одно из хобби – путешествовать и делать фильмы по своим путешествиям. Одним из самых удачных своих фильмов я считаю фильм про Мальту. Нет, он далеко не самый зрелищный. Но все, кто его видел и не был на Мальте, думают, что там очень здорово и интересно. А все, кто был, удивляются – там же абсолютно нечего смотреть! Как такое получилось? Вот так и получилось, потому что я знал, что хочу получить на базе того, что у меня было. И мне это удалось, потому что я знал, как этого можно достичь. Но на самом деле там действительно смотреть нечего.

В общем, вспомните совершенно правильные слова вождя мирового пролетариата В.И.Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!»  Естественно! Это самый лучший способ оболванивания миллионов.

Совсем идеальный способ получения знаний, конечно, с преподавателем. Потому что есть, кому контролировать непрерывно процесс восприятия. С хорошим преподавателем знания получаются «без дыр» - логично связанные от простого к сложному. С полным пониманием всего материала. Книга или печатный текст требуют самоконтроля за процессом собственного восприятия. Но оставляют всегда возможность остановиться, подумать, вернуться назад или обратиться к другим источникам. А потом продолжить процесс. А автор печатных строк всегда готов к тому, что его изложение на абсолютно любом этапе может быть подвергнуто сомнению и быть перепроверено. И оказаться в дураках совсем не входит в планы автора.

Фрагментарное образование – это совершенно противоположная картина. Это отдельные проблески каких-то обрывочных знаний на фоне одной огромной познавательной дыры.

Поэтому, читайте, господа! И не позволяйте себе оболванивать!

Попов А.Л.